Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Родительское собрание

Родительское собрание

Порочный круг зависимости

 

Пархомчук Т.В.

классный руководитель ГУО «Гимназия №2 г. Пинска»

 

       Родительское собрание  для родителей (учащихся 8-9 класса) по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.

 

Цель:  помочь родителям почувствовать и пережить ситуацию зависимости подростков от алкоголя,выработать аргументированную позицию по проблеме алкогольной зависимости, актуализировать проблему употребления алкоголя подростками  и роль родителей в его профилактике.

 

Задачи:

  • Формирование представлений о том, что употребление алкоголя  ограничивает возможность жизненного выбора подростков.
  • Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков.
  • Выработка способов взаимодействия семьи и школы по профилактике подросткового алкоголизма.

 

 

Продолжительность занятия  — 2 академических часа.

При проведении занятия в классе желательно поставить стулья в виде незамкнутого круга («подковы»).

Материалы: цветные карточки, карандаши, белые листы бумаги, скотч, доска, мел, лист ватмана, фломастеры.

 

Перед каждым классным родительским собранием классный руководитель устанавливает правила работы на собрании:

Примерные правила занятия:

  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься;
  • Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;
  • Говорить по одному;
  • Уважать чужое мнение;
  • Внимательно слушать, когда говорят другие;
  • Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности);
  • Правило "стоп" (если беседа переходит в неправильное русло, она должна быть прекращена).
ØДелитесь чувствами, если они у вас возникли во время проведения собрания;
ØПравило поднятой руки (если рука поднята, нужно выслушать мнение);

 

 

 

Ход занятия.

Вводная часть. Вводное слово учителя.

Актуальность проблемы подросткового алкоголизма.

Проблема пьянства в Республике Беларусь приобрела драматический для нашего общества и государства характер. Практически по всем важнейшим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами, травматизму, смертности и преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, негативному воздействию на производство и семью — острота этой проблемы такова, что делает ее высоко социально значимой. Можно утверждать, что она приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, угрожающий трудовому, военному, интеллектуальному потенциалу, национальной безопасности страны. В последние годы все более активно приобщаются к алкоголю дети  и подростки. Так, по данным социологических исследований, за последние 30 лет пик массового знакомства подростков с алкоголем опустился с 16—17 лет в еще более младшую возрастную группу.

 В ходе проведения регулярных медицинских осмотров учеников старших классов специалисты с каждым годом выявляют все большее количество алкоголиков, возраст которых не превышает 15-16 лет.

Между тем, употребление любого количества алкоголя даже в самых малых дозах в подростковом периоде никоим образом нельзя назвать безвредным. Вмешательство алкоголя в процессы становления подросткового организма отличается большой грубостью, при этом он в обязательном порядке хоть в какой-то мере, но деформирует личность молодого человека. Специалисты едины во мнении, что любое употребление спиртных напитков в подростковом возрасте представляет собой злоупотребление.

 Молодой организм довольно быстро привыкает к большим дозам алкоголя. Это обстоятельство объясняет большую опасность того, что подросток начинает часто пить, пусть даже и самые слабые алкогольные напитки. У него складывается крайне опасное отношение к алкоголю – он привыкает к тому, что употребление спиртных напитков раз-два в неделю является вполне нормальным.

Злоупотребление алкоголем у подростков вызывает самые разнообразные расстройства, в первую очередь это касается эмоциональной и волевой сферы. У них снижается общественная активность, происходит угасание трудовых навыков, страдают здоровое честолюбие, а также нравственные качества. Огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность и внушаемость, - такие вот эмоциональные нарушения выступают на первый план. Подростки начинают проявлять невнимательность, а порой и жестокость к близким людям. В отношениях с прежними друзьями начинает появляться неискренность, холод, замкнутость и недоверчивость.

 Характерными качествами несовершеннолетних пьющих являются наигранность, бесцеремонность, развязность и бахвальство, которые, впрочем, легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивным подчинением. Такие подростки испытывают затруднения при прогнозировании событий, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не находя в себе сил вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений. Другими словами, они начинают жить одним днем. К картине присоединяются легковесность и поверхностность суждений на фоне излишней словоохотливости и повышенной самооценки.

При этом медики отмечают, что у большинства таких подростков алкогольная зависимость сформировалась в течение буквально одного-двух лет активного употребления различных спиртных напитков.

Тренинг

1. Эксперимент «Что убивает жизнь?»

Цель: доказать вред алкоголя на организм человека, посредством химического опыта.

Оборудование:

 

стол 1

стол 2

стол 3

Инструкция

1 сырое яйцо

миска

1 одноразовый стаканчик

вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

спирт

Инструкция

1 сырое яйцо

миска

1 одноразовый стаканчик

Вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

вода

инструкция

1 сырое яйцо

миска

1 одноразовый стаканчик

вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

пиво

 

 

Наши клетки на 40-50% состоят из белка. Этот белок имеет структуру, похожую на белок яйца, именно поэтому эксперимент будет проводиться с яичным белком. Как он будет реагировать алкогольные напитки? Разрушится или нет? Проведем эксперимент. Для этого нам надо разделиться на группы  (Классный руководитель делит родителей на три группы для этого раздаются бумажки «Стол 1», «Стол 2», «Стол 3»).

 После разделения на группы родители приступают к выполнению эксперимента согласно инструкции, лежащей на столе.

 

Инструкция.                                    

Отделяем белки от желтков. Белки наливаем в стакан. Размешиваем белки вилкой так, чтобы они не были взбитыми. В каждый стакан добавляем один из напитков. Наблюдаем, что происходит на линии соприкосновения белка и добавленного вещества.

По очереди встряхиваем все стаканы. Наблюдаем, что происходит с белками. Результаты эксперимента записываем.

Презентация результатов эксперимента каждой группой. Обсуждение полученных результатов.

(Белок в стаканчиках свернется, произойдет денатурация белка. Что говорит о вреде алкоголя на клетки организма)

2. Упражнение «Чувства»  или приём «Я-высказывание»

Вариант 1

- сообщить о проблеме

- высказать свои чувства

- высказать причину своих чувств

- просьба

Ситуация 1. Ваш ребёнок пришёл после дискотеки с признаками лёгкого опьянения.

Ситуация 2. Вы взяли постирать куртку вашего сына и нашли в кармане пачку сигарет.

Ситуация 3. Ваша дочь просит отпустить её на день рождения подруги,  и вы точно знаете, что там будет спиртное.

 

Вариант 2

Родителям предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем родители общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого родители возвращаются в круг и все вместе, под руководством учителя, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего

üраздражение

üвозмущение

üжалость

üобида

üпрезрение

üнедоверие

üвина

üответственность и т.д.

Чувства слушающего

üсочувствие

üинтерес

üвозмущение

üотвращение

üпонимание

üсожаление

üуважение и т.д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

3. Разделение на группы. Работа в группах.

Родителям раздаются карточки разных цветов: красные, желтые и зеленые и родители рассаживаются по  новым 3 группам.

Первая группа создает образ зависимого от алкоголя  человека.

Необходимо обратить внимание на:

1. Внешний вид,

2. Как сложилась семейная жизнь и карьера;

3. Наличие жизненных целей,

4. Отношение окружающих к такому человеку,

5. Что чувствуют по отношению к нему близкие люди?

Вторая группа создает образ  независимого от алкоголя  человека.

Необходимо обратить внимание на: то, как человека выглядит, как сложилась его семейная жизнь и карьера, каковы его жизненные перспективы.

Третья группа выполняет упражнение «Что ждет  алкоголика?»

Наиболее типичные ответы

1. Потеря  здоровья                      

2. Потеря доверительных отношений с близкими людьми                           

3. Уголовная ответственность                          

4. Физическая зависимость                     

5. Потеря возможности учиться, работать                        

6. Постоянные денежные проблемы                         

7. Духовная бедность, узость интересов                   

8. Использование сильных наркотиков                    

9. Смерть  

Обсуждение работы в группах. Каждая группа рассказывает о своем задании, остальные группы дополняют и обсуждают услышанное.

4. Прием «Мозговой штурм».

        Мы доказали, что алкоголь вреден для организма подростка. СМИ, учителя постоянно об этом говорят. Но почему же, многие выбирают алкоголь. Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают путь алкогольной зависимости (родители  называют причины, а учитель их записывает на доске)

       Наиболее часто встречающиеся ответы:

      Любопытство.

      Давление окружения.

      Нет  навыка отказа.

      Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

      Возможность привлечь внимание.

      Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Как мы можем с вами решить эту проблему?

       Родители записывают ответы на маленькие листочки, которые приклеиваются рядом с причиной.  

         В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

5. Упражнение «Найди причину отказаться» 

Одной из причин алкогольной зависимости мы называли неумение отказать. Родителям  предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего друга к выпивке. Ответы записываются на листах бумаги.

Далее родители  делятся на пары и для них дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения предлагается ответить на два вопроса:

- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

- Что внутри вас помогало вам отказаться?

Участие в обсуждении позволяет родителям подростков  выработать аргументированную позицию и помочь своему ребенку привить  навыки отказа.

6. Составление «10 законов»

       Участники родительского собрания вырабатывают конкретные способы взаимодействия семьи и школы по профилактике подросткового алкоголизма.

Учитель  на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 законов собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наиболее важный закон из десяти, затем наименее важный из оставшихся девяти и т.д. Все законы фиксирует на доске или ватмане.  И принимаются как договор к действию всеми участниками родительского собрания. (!!! Можно предусмотреть место для подписей участников родительского собрания)

7.  Рефлексия.

     Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные.

     Хочется узнать ответ на следующий вопрос:  «Какова роль родителя в профилактике подросткового алкоголизма?», ответьте каждый по кругу, передавая игрушку.

8. Ритуал прощания.

       В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!

 

Литература:

  1. Кашлев  С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
  2. Еделева  Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
  3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

 

Разделы сайта

Обратите внимание

Опрос

Какое направление
углубления по предметам
наиболее актуально?

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Иностранный язык
ответить