Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Критерии пояснение

Наличие ценностей, связанных с супружеством: ценность брака, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов, высшей ценностью союза является любовь.

К ценностям, связанных с супружеством относятся:

«Любовь - главная семейная ценность. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья — это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей».

Доброта– это качество, изначально присущее душе. Доброта проявляется в склонности к позитивному мышлению в отношении других; в способности быть непритязательным по отношению к другим;  в мягкости сердца. К этому следует добавить, что настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь другим людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам.

Терпение- это одно из проявлений духовной зрелости личности.  Терпение раскрывает способность – переносить намного больше, чем предполагал человек. Даёт силы – для преодоления внешних и внутренних препятствий. Родители, терпеливо беседующие с детьми, разъясняющие всех их вопросы и сомнения – прививают терпение и детям. Терпение определяется нашей способностью прощать.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что "как если бы". Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по

философии и психологии.
В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
В области возрастной психологии А. Бек и В. Штерн положили начало изучению эмпатии и ее проявлений у детей. Проблема эмпатии рассматривается в связи с формированием личности ребенка, развитием форм поведения, социальной адаптацией.

Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами.
Развитие эмпатии - это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.

 Верность- преданность кому-либо, подчинение своего поведения чьим-либо интересам. Это выбор, свободный и осознанный. Готовность быть с человеком и в горе, и в радости. Это одно из лучших моральных качеств мужчины-воина и женщины-хранительницы очага. «Верность – это чистое чувство, лишенное экономической составляющей. Верность в семье понимается как одно из проявлений любви и является залогом крепости моногамного семейного союза. Быть хорошим примером для подрастающего поколения, для собственных детей можно, только если быть верным интересам семьи. Такое положение даёт сильный стимул для сохранения верности».

Наличие ценностей, связанных с родительством: ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, со стороны родителей - ценность воспитания и социализации детей в семье, со сторон детей - почитание родителей и семейных традиций.

К ценностям, связанным с супружеством относятся:

Рождение и воспитание детей. Сплочённые семьи на первое место ставят рождение и воспитание детей. В ходе развития человеческой цивилизации, появления общества, возникновения моногамной формы брака (единобрачия) и расширения области частной жизни индивида семья во все большей степени концентрировала многие существенные жизнепроявления личности. Именно в ней происходят самые важные события человеческого круга жизни: зачатие индивида, его рождение в биологическом и духовном смысле слова. Здесь – большая часть личной жизни человека, здесь человек воспроизводит себя в потомстве, передает последующему поколению жизненный опыт.

Дружеские отношения между родителями и детьми.В любой семье на главном месте стоит понимание и поддержка между родными. Прочной основой любой семьи есть теплые дружеские и бескорыстные отношения между родителями и детьми. Еще до появления ребенка плотные доверительные отношения устанавливаются между мужем и женой.

Взаимоуважение в семье.Уважение друг друга в семье, пожалуй, главное условие воспитания чести, совести и человеческого достоинства у ребенка. В силу объективных причин он не может постичь глубины человеческих взаимоотношений и поэтому для него важно то, как ведут себя внешне родители, как они относятся друг к другу. В. А. Сухомлинский пишет, что «моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу от рождения до 10— 11 лет... И вот потому, что его не учили вкладывать свои духовные силы в другого человека, потому, что он не научился понимать, чувствовать, оценивать самого себя, отдавая свои силы творению добра для другого человека, он в годы отрочества перестает замечать, что живет среди людей». Любой поступок взрослых должен быть объяснен правдиво, честно мотивирован.

Наличие ценностей, связанных с родством: ценность наличия родственников (дедушек и бабушек, братьев и сестер и т.д.), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи, ценность  стабильности и защищенности всех членов семьи, идейные ценности (семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды).

К ценностям, связанным с родством относятся:

Сплоченность семьи.Сплоченность семьи как интегративная характеристика ее функционирования включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы». Высокая степень сплоченности семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения и семейных представлений (взглядов на семейный уклад, распределение ролей и главенство) в сочетании с комплементарностью в отношении компетентности ее членов (знаний, умений, навыков). Степень сплоченности семьи в значительной мере определяется преобладанием в ней отношений симпатии и положи тельных эмоций, что позволяет нейтрализовать эмоциональную напряженность, дистресс и фрустрацию. Вторым механизмом является механизм «общности семейной судьбы»: личность связывает свои жизненные планы, свое благополучие и возможности личностного саморазвития именно с семьей. Указанные механизмы групповой идентификации дополняют друг друга. Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

 Стабильность и защищенность всех членов семьи. В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фокусируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех ее членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищенной не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

 Взаимопомощь.Семья – малая социальная группа людей, которая основана на браке или родственной связи и функционирует на основе общего быта, материальной и моральной взаимопомощи.

Толерантность. Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. В нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими членами семьи, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения.

Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.).

 

Таблица №1. Критерии и уровни сформированности духовно-нравственных семейных ценностей.

 

Критерии

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

 

 

Наличие ценностей, связанных с супружеством(ценность брака, ценность

межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдерж-

ки и взаимопонимания супругов, высшей ценностью союза является любовь) .

Высокий уровень оценки значимости  брака и супружеских отношений. Имеется понимание   правильной коммуникации между супругами. Считаются важными взаимоподдержка и взаимопонимание между супругами.

Имеется понятие о важности  брака и супружеских отношений, но не выделяется как значимое. Частичное  понимание   правильной коммуникации между супругами. Взаимоподдержка и взаимопонимание между супругами считаются менее важными.

 

 

Нет понятия о важности  брака и супружеских отношений. Нет  понимания    правильной коммуникации между супругами. Не считаются важными взаимоподдержка и взаимопонимание между супругами.

Любовь

Верность

Эмпатия

Терпение

 

Наличие ценностей, связанных с родством (ценность наличия родствен-

ников (дедушек и бабушек, братьев и сестер и т.д.), ценность взаимодействия и

взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной

семьи,ценность  стабильности и защищенности всех членов семьи, идейные ценности    (семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды)).

Имеется понимание наличия родственников как ценности. Высоко оценивают важность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками.  Осознание важности  стабильности и защищенности всех членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частичное  понимание наличия родственников как ценности. Имеется понятие о важности взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, но не выделяется как значимое.  Считается менее важным  стабильность и защищенность всех членов семьи.

Наличие родственников не считается ценностью. Нет  понятия важности взаимодействия и взаимопомощи между родственникам.  Не считается  важным  стабильность и защищенность всех членов семьи.

Стабильность и защищенность всех членов семьи. Сплоченность семьи. Взаимопомощь.

Толерантность.

Наличие ценностей, связанных с родительством (ценность детей, вклю-

чающая в себя ценность многодетности или малодетности, со стороны родителей - ценность воспита-

ния и социализации детей в семье, со сторон детей- почитание родителей и семейных традиций.)

Почитание родителей и семейных традиций. Имеется понимание наличия детей в семье как ценности, и важности их воспитания и социализации.

Не всегда присутствует почитание родителей и семейных традиций. Частичное понимание  наличия детей в семье как ценности, и важности их воспитания и социализации.

Отсутствует признание родительского авторитета. Непринятие  наличия детей в семье как ценности, и важности их воспитания и социализации.

Рождение и воспитание детей.

Дружеские отношения между родителями и детьми. Взаимоуважение в семье.

 

 

Разделы сайта

Обратите внимание

Опрос

Какое направление
углубления по предметам
наиболее актуально?

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Иностранный язык
ответить