Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Скажем нет

Тема  «Скажем «Нет!» домашнему насилию»

Цель: сформулировать понятие «домашнее насилие», рассказать о его видах, причинах, последствиях, о правилах безопасного поведения в ситуации домашнего насилия.

Содержание занятия 

Вступительная часть

·        Упражнение «История имени»     (5мин.)

Цель: снять напряжение, создать непринужденную обстановку для работы.

Материалы: не требуются.

Ход работы: ведущий говорит о том, что с давних времен считалось: необходимо знать родословную своей семьи, свое «генеалогическое древо». Кроме того, залогом успешности человека в жизни может быть его имя.

Участники по очереди называют свои имена, рассказывая при этом, почему их так назвали (может быть, в честь какого-нибудь родственника или знакомого человека), что их имя означает (если знают), нравится ли им свое имя и т. п.

Комментарий: если кто-то из участников не знает ничего о своем имени или не знает, что сказать, ведущий может предло­жить ему спросить у своих родителей, почему они его так назвали и, если ему интересно, найти в справочнике или в Интернете зна­чение своего имени.

 

Основная часть

·        Упражнение-разминка «Семья - это целый мир» (3 мин.)

Цель: знакомство участников тренинга с понятием «семья».

Материалы: не требуются.

Ход работы: участники в течение трех минут по очереди называют какое-либо слово, связанное с понятием «семья» (любовь, папа, мама, бюджет, деньги, ребенок и т. д.). По окончании упражнения ведущий подводит итог обсуждения или просит сделать это кого-либо из учащихся.

  • Упражнение «Размышления»(10 мин.)

Цель: сформировать понимание проблемы домашнего наси­лии у учащихся и определить их отношение к ней.

Материалы: лист бумаги формата А1, маркеры.

Ход работы: в процессе дискуссии участники тренинга обсуждают следующие вопросы:

  • Что вы понимаете под словами «домашнее насилие»?
  • Какие действия вы считаете домашним насилием?
  • Как вы думаете, насколько часто домашнее насилие встре­чается в нашем обществе?
  • Как вы считаете, в отношении кого оно чаще всего проявляется?
  • В чем, по вашему мнению, опасность домашнего насилия?
  • Могут ли дети сами проявлять насилие по отношению к другим членам семьи?

Во время дискуссии ведущий записывает на листе бумаги основные моменты и высказывания участников.

  • Мини-лекция о проблеме домашнего насилия (7 мин.)

Цель: познакомить с понятием «домашнее насилие», ситуацией по данной проблеме в Беларуси, статистикой, причинами и последствиями домашнего насилия.

Материалы: текст мини-лекции см. в Приложении 1.

·        Упражнение «Виды домашнего насилия»(8 мин.)

Цель: познакомить с видами домашнего насилия, определить действия, которые относятся к каждому из видов насилия.

Материалы: лист бумаги формата А1, цветные клеящиеся листочки post-itс записанными на них действиями (перечень видов насилия см. в Приложении 2).

Ход работы: участники в процессе «мозгового штурма» определяют основные виды домашнего насилия (физическое, пси­хологическое, или эмоциональное, сексуальное, экономическое), основываясь на информации мини-лекции. Ведущий записывает эти виды на листе бумаги формата А1. Затем он раздает участникам листочки post-it, на которых записано какое-то действие, являющееся насилием. Участники определяют, к какому видунасилия оно относится, и приклеивают листочек к большому листу с соответствующим ему названием вида насилия. Ведущий читает надпись на каждом листочке и вместе с группой определяет, правильно ли он наклеен.

Комментарий: обратите внимание на то, что некоторые действия, написанные на листочках, могут относиться одновременно к нескольким видам насилия; учтите, что могут возникнуть споры по поводу того, к какому виду насилия можно отнести то или иное действие. Ведущий должен вести дискуссию, прислушиваться к мнению группы, а не решать спор единолично.

  • Упражнение «Найди себе пару»(10 мин.)

Цель: познакомить участников тренинга с основными правилами безопасного поведения в ситуации домашнего насилия.

Материалы: карточки с записанными на них правилами.

Ход работы: все участники получают карточки, на которых записана половина правила безопасного поведения. Общаясь с другими участниками тренинга, надо найти того, у кого находится вторая половина этого правила. После того, как все пары нашли друг друга, каждая пара зачитывает правило и комментирует его (см. Приложение 3).

  • Упражнение «Беседа»

Цель: подвести итоги тренинга.

Материалы: не требуются.

Ход работы: ведущий беседует с участниками тренинга об итогах работы. Каждый участник может высказать свое мнение о том, что нового он узнал на занятии и что из того, о чем он узнал, будет наиболее полезным для него в дальнейшей жизни.

Тема  «Подростки сегодня - родители завтра»

Цель:выработать навыки конструктивного взаимодействия в семье.

Содержание занятия

Вступительная часть

  • Упражнение «Представь соседа»(5 мин.)

Цель: создатьнепринужденную и доверительную обстановку в группе и настроить ее на плодотворную работу.

Материалы: не требуются.

Ход работы: участники по очереди представляют своего соседа слева,  называя его имя и присущее ему качество (только позитивное), например: «Моего соседа зовут Андрей, он веселый», и т. д.

Основная часть

  • Упражнение «Список главных вещей и ценностей» (5 мин.)

Цель: определить свои приоритеты в семейных отношениях, обменяться мнениями.

Материалы: карточки с написанными на них названиями вещей и ценностей.

Список вещей и ценностей: деньги, здоровье, дисциплина, предметы личной гигиены,ремень,целеустремленность,честность, книги, взаимопонимание, терпение, справедливость, любовь, лень, внимание, автомобиль, ум, ответственность, самостоятельность, хороший дом, доброта, безопасность, стабильность, уверенность в себе, уверенность в партнере.

Ход работы: группа делится на две подгруппы с помощью расчета на «первый» и «второй». Затем каждая из подгрупп получает список вещей и ценностей». Необходимо выбрать 7 важнейших из них, без которых семье сложно существовать, и пронумеровать их в порядке убывания значимости (проранжировать). Затем следует обсуждение, почему участники выбрали те или иные вещи или ценности, для чего они нужны в семейной жизни.

  • Упражнение «Изобрази пословицу»       (10 мин.)

Цель: научиться понимать другого человека по его мимике, жестам, телодвижениям.

Материалы: карточки с написанными на них пословицами.

Список пословиц

  1. От любви до ненависти - один шаг.
  2. Делу - время, потехе - час.

3. Поспешишь - людей насмешишь.

  1. Семь раз отмерь - один отрежь.
  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Яблоко от яблони недалеко падает.
  6. Доброе слово и кошке приятно.
  7. Старый друг лучше новых двух.
  8. Что у кого болит, тот о том и говорит.

Ход работы

Ведущий: «Для человека очень важным является умение понимать другого не только при помощи сказанных им слов, но и по его мимике, жестам, телодвижениям. Часто это дает нам гораздо больше информации, чем слова, т. к. тело человека может рассказать нам то, что он не договорил, не высказал по какой-то причине. В семье очень важно понимать друг друга. Для этого необходимо научиться не только слушать и слышать партнера, но и наблюдать за его жестами, мимикой, которые могут дать нам дополнительную информацию. Давайте потренируемся понимать язык жестов и тела, мимику другого».

Участники (4-5 добровольцев) вытаскивают карточки с написанными на них пословицами, не показывая их группе. После этого каждый из них жестами изображает написанное на карточке, а группа отгадывает. Если у группы возникают затруднения, участник еще раз пытается изобразить пословицу так, чтобы это было понятно другим. Затем участникам и группе предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Трудно ли было изобразить пословицу? В чем была трудность? Удалось ли с ней справиться?
  2. Легко ли было угадать пословицу? Почему?
  3. Как  умение понимать другого человека по жестам и мимике может помочь в семейной жизни?
  • Упражнение «Счастливая семья» (20 мин)

Цель: выяснить представления участников тренинга о счастливой семье, обсудить, что, по их мнению, является важным для ее построения.

Материалы: 3 листа бумаги формата А1, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, скотч, старые журналы для коллажей.

Ход работы: разделите участников на подгруппы, используя упражнение «Любимые фрукты». Если вам нужно разделить участников на три группы, спросите, «какие фрукты вы любите?», у трех первых участников, а остальных делите соответственно. Каждой подгруппе дайте задание: создать коллаж на темy«Счастливая семья». Какой она должна быть? Что делают все ее члены: мама, папа, дети (если они есть)? Затем проведите презентации и обсуждение наработок подгрупп.

Вопросы для обсуждения

  • Какая семья является счастливой, по вашему мнению?
  • Приемлемо ли домашнее насилие в такой семье?
  • Какими должны быть взаимоотношения между членами семьи?
  • Почему не всем удается создать счастливую семью? В чемпричина этого?
  • Нужна ли вообще человеку семья или без нее можно - обойтись?

Заключительная часть

  • Упражнение «Самое важное» (5 мин)

Цель: подвести итоги тренинга, выделить наиболее важную информацию.

Материалы: цветные клеящиеся листочки post-it, ручки, лист бумаги формата А1.

Ход работы: каждому участнику тренинга дается листочек post-itи предлагается написать на нем самое важное, что он или она сказали бы своему другу или подруге, которые собираются создать свою семью. Затем этот листочек приклеивается на большой лист бумаги. Ведущий зачитывает информацию на листочках и подводит итоги.

Литература:

Ранняя профилактика домашнего насилия: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г.Л.Козлова.- Минск : Четыре четверти, 2015.-64 с. 

Разделы сайта

Обратите внимание

Опрос

Какое направление
углубления по предметам
наиболее актуально?

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Иностранный язык
ответить