Программа изучения организации и проведения аттестации педагогических работников учреждений образования
Цель: изучение деятельности администрации общеобразовательных учреждений по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечению их возможностью повышения уровня оплаты труда; определение соответствия организации и проведения аттестации педагогических работников требованиям нормативно-правовых актов: Положения об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных учреждений) Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, Положения о квалификационном экзамене, «Квалификационного справочника. Должности служащих, занятых в образовании».
Методы изучения: наблюдение, беседа с педагогическими работниками, анализ документации по организации и проведению аттестации.
Содержание изучаемых вопросов
1. Нормативно-правовое обеспечение.
1.1. Решение собрания педагогического коллектива об избрании аттестационной комиссии на основании протоколов счётной комиссии, бюллетеней тайного голосования.
1.2. Наличие приказов:
— об утверждении состава аттестационной комиссии и сроках её полномочий;
— утверждении графика (дополнений к графику) аттестации;
— о переносе сроков аттестации (если есть заявления);
— присвоении квалификационной категории.
1.3. Трудовые книжки (своевременность и правильность записей о присвоении квалификационной категории).
1.4. Локальные документы.
2. Документы аттестационной комиссии.
2.1. Книга протоколов заседаний (прошнурованная, пронумерованная, скреплённая печатью и подписанная руководителем). Протоколы заседаний аттестационной комиссии:
— о выборах председателя и секретаря аттестационной комиссии;
— о составлении графика и утверждении программы аттестации, направлении на сдачу квалификационного экзамена;
— проведении аттестационного собеседования (подтверждённые бюллетенями тайного голосования).
Полнота и культура ведения протоколов.
2.2. График (дополнения к графику) прохождения аттестации (составленные для претендентов на высшую категорию не позднее 15 октября, на вторую и первую категории — не позднее 1 апреля).
2.3. Выписки из протоколов заседаний профсоюзного комитета (о делегировании представителя профсоюзного комитета в состав аттестационной комиссии; о согласовании графика (дополнений к графику) аттестации, характеристик аттестуемых).
2.4. Перспективный план проведения аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений.
2.5. План работы аттестационной комиссии.
2.6. Заявления аттестуемых педагогических работников.
2.7. Справки о сдаче квалификационного экзамена.
2.8. Журнал регистрации поданных заявлений.
2.9. Программы изучения деятельности аттестуемых педагогов.
2.10. Характеристики аттестуемых педагогов (в соответствии с квалификационными характеристиками работников, занятых в образовании), отражающие:
— объём и виды деятельности аттестуемого педагога в данном учреждении;
— уровень профессиональной компетентности;
— результативность педагогической деятельности;
— характеристику коммуникативных качеств аттестуемого педагога;
— характеристику личных профессионально значимых качеств;
— рекомендации педагогам.
3. Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого.
3.1. Материалы контрольных срезов, аналитическая оценка полученных результатов.
3.2. Материалы диагностики состояния педагогической деятельности с выводами и рекомендациями.
3.3. Материалы анкетирования с анализом полученных результатов.
3.4. Материалы посещения уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом, выводом и рекомендациями.
3.5. Материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за период с момента прошлой аттестации, характеризующие динамику роста профессиональной компетентности.
3.6. Материалы самоанализа деятельности аттестуемого педагога.
4. Мониторинг качества аттестации.
4.1. Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса, повышения квалификационной категории педагогических работников за последние 3 года.
4.2. Отражение вопросов аттестации в годовом плане работы учреждения (в анализе работы, ВШК, планах методических объединений и т. д.).
4.3. Вопросы аттестации педагогических кадров, рассматриваемые на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре.
4.4. Анализ выполнения рекомендаций, полученных в ходе аттестации.
5. Информационно-методическое обеспечение аттестации.
5.1. Информирование участников педагогического процесса об особенностях проведения аттестации:
— информационный стенд;
— совещания;
— заседания методических объединений и др.
5.2. Оказание методической помощи аттестуемым педагогам (организация групповых и индивидуальных консультаций, курсовая и межкурсовая подготовка, методические объединения и др.).
6. Осуществление психологического сопровождения процесса аттестации педагогических работников.