Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Педагогическая мастерская

«Методика социально-педагогического проектирования»

 

Прежде, чем приступать к проектированию, считаю уместным напомнить основные положения Методических рекомендаций  по осуществлению проектной деятельности в системе образования, разработанных методистами  учебно-методического центра  идеологической и воспитательной работы Брестского областного института развития образования.

Проект представляет собой некий идейный замысел. Признаки проекта определяются  следующими показателями, речь о которых также велась ранее:

  • наличие целевой группы;
  • измеримость конечного результата;
  • ограниченность сроков реализации;
  • учёт и возможность неудачного эксперимента по проверке идей;
  • принцип минимальных задач;
  • специфическая деятельность.

Одной из трудностей при написании проекта является чёткое осознание отличий между понятиями «Проект» и «Программа»:

  • ПРОГРАММА - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых результатов в перспективе. Сама по себе программа является документом достаточно стратегическим и объёмным, не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.
  •  ПРОЕКТ - описание деятельности в конкретной ситуации, которая может быть улучшена, а также описание конкретных методов и шагов по её реализации. ПРОЕКТ - это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения образования.

 

-Чем отличается программа и проект?

Сроками реализации (продолжительностью):

  • ПРОГРАММА по срокам реализации может быть и долгосрочной (до 5 лет), и краткосрочной (например, учебная программа кружка или студии - до 1 года, программа воспитания в оздоровительном лагере).
  • ПРОЕКТ по срокам реализации может быть только краткосрочным (от 1 дня до года). ПРОЕКТ создаётся на ограниченный период времени и обычно в связи с конкретным социально-педагогическим заказом: это может определяться  приоритетным на данный момент направлением воспитательной работы.

Тематическим охватом (направленностью):

  • ПРОГРАММА может быть и комплексной (охватывать различные направления работы и виды деятельности), и профильной (для определённой категории участников), и тематической (например, экологического, патриотического, туристического, художественно-эстетического и др. направлений).
  • ПРОЕКТ по тематическому охвату бывает только профильным либо тематическим (с одним или двумя ведущими направлениями). Такой документ, исходя из поставленных задач, может представлять собой…

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДОСУГОВЫЙ ПРОЕКТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

либо совмещать в себе несколько понятий и педагогических задач сразу (например, СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЕКТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРОЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, СОЦИАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ). При этом каждый из предложенных видов проектов может рассматриваться в различных тематических направлениях.

Структура проекта:

  • введение
  • цели и задачи
  • предполагаемые результаты
  • содержание деятельности
  • механизм реализации

                   Часто в структуре встречаются и другие элементы. Например, кадровое обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Их значимость в программе и проекте определяется их назначением.

 

ВВЕДЕНИЕ  - включает в себя

АНАЛИТИЧЕСКУЮ ЗАПИСКУ

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

         Во ВВЕДЕНИИ

  • формулируется концепция (общая идея проекта, описание основного смысла деятельности);
  • делается обоснование проекта (программы): объясняется название, актуальность и значимость темы; аналитическое осмысление проблемы, которая стала основой для темы проекта;
  • указывается точный адрес проекта (программы): кем инициирован, на какой базе (территории), в каких условиях реализуется, кому она (он) предназначена, какому возрасту, какой социальной группе детей и т.д.;
  • прописываются точные сроки реализации: на какой период рассчитана проект (программы), в какие сроки реализуется;
  • определяется социальное партнёрство в реализации проекта (программы), т. е. кто является основным инициатором и автором реализации проекта, какие учреждения, организации выступают в роли соорганизаторов, соучредителей, партнёров и включаются во взаимодействие по реализации замысла. 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРТНЁРСТВА и СОТРУДНИЧЕСТВА

Кто они?

Что мы получаем

от сотрудничества?

Что получают наши партнёры

от сотрудничества?

 

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ - структурный раздел проекта (программы), где указываются…

  •  одна главная цель - это осознанное представление результата деятельности, которого детский коллектив или учреждение могут реально достичь к определённому времени.
  •  задачи: в зависимости от направленности, содержания и вида это конкретизация цели, шаги на пути к ее достижению, которые уточняют, конкретизируют главную цель.

Цель и задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

                                        Они должны быть…

  • реальными и конкретными;
  • основаны на результатах мониторинговых исследований;
  • спрогнозированы исходя из того, какие цели и задачи ставил перед собой проект.

                                         Не должны быть…

  • дословным повторением изначально сформулированных задач;
  • надуманы и далеки от тематики проекта.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ и МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

  •          Раздел включает в себя и ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ проектной деятельности.  Но сам по себе план не может заменить содержания проекта, но является самой важной частью механизма реализации проекта (программы).
  • При составлении плана опираются на следующие принципы…

принцип СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ

принцип ВРЕМЕНИ

принцип РЕСУРСОВ

принцип МЕСТА

принцип ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ

принцип КОРРЕКЦИИ 

 

 Конкретизация ПЛАНА может вестись в графической форме

НАПРАВЛЕНИЕ (раздел, блок, модуль)

ЗАДАЧИ

ДЕЙСТВИЯ

СРОКИ

РЕСУРСЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Могут использоваться следующие ПОКАЗАТЕЛИ…

  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ показатели: востребованность проекта, охват общественности, охват детей и подростков (возрастные и социальные особенности групп), количество конкретных дел, акций, мероприятий и т. д., показатели творческих достижений (количество продуктов творческой деятельности детей и взрослых, количество победителей в состязаниях и конкурсах, характер и число реализованных инициатив в рамках проекта)
  • показатели СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: динамика уровня развития личности (по принципу: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел и т. п.);
  • показатели СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: снижение уровня асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность)
  • Показатели ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в СМИ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ показатели: уровень организации в целом и отдельных мероприятий, чёткость и эффективность управления, организационная культура участников.
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ показатели: соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов.

 

При разработке программы или проекта часто   допускаются ошибки, которые усложняют   либо нарушают процесс его реализации.
Наиболее распространенные…

 

  • Непонимание сущности проекта.
  • Отсутствие концепции (общего замысла).
  • Неполная структура проекта.
  • Недостаточно продуманное введение.
  • Неточные цели и задачи.
  • Неконструктивность и содержания.
  • Проблемы с реализацией.
  • Формальный характер результатов.
  • Отсутствие творческого подхода при проектировании.
  • «Неподвижность» проекта.
  • Слабый учёт специфики учреждения и коллектива.

 

Звярніце ўвагу

Апытанне

Какое направление
углубления по предметам
наиболее актуально?

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Иностранный язык
адказаць