Консультация
«Обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях дошкольного учреждения образования с точки зрения учителя-дефектолога»
«Бабочку поймал человек, посадил между ладонями и спросил мудреца: «Какая бабочка в руках, о Мудрейший, - живая или мёртвая?». Сам же думает, прогнозирует: «Скажет, что живая – сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, раскрою ладони – бабочка улетит…». Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках…». (народная мудрость)
«Всё в твоих руках…» - эти слова наполнены особым смыслом для людей, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОПФР: родителей, педагогов, медперсонала. Именно эти люди ежедневно, ежечасно, ежеминутно постигают простые истины вместе с детьми с особенностями развития. Воспитывают и учат их, а что самое главное – учатся у них, несмотря на косые взгляды и усмешки, непонимание большинства окружающих: толерантности, доброте, пониманию, отзывчивости, терпению и бесконечной любви к окружающему миру (со всеми его достоинствами и недостатками).
«Семья» - такое короткое и такое важное слово в жизни каждого человека. Замечательно, когда ребёнок воспитывается в полной благополучной семье, в которой царит любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, в которой каждый член семьи чувствует себя неотъемлемой частью целого… Особенно ценна такая атмосфера для детей с ОПФР. Хочется выразить благодарность семьям, воспитывающим особенных детей, которым удалось, не смотря на все трудности, сохранить тёплые отношения и принять своего ребёнка таким, какой он есть. К сожалению, встречаются родители не способные принять своего ребёнка: мамы и папы, стесняющиеся своих детей и, как результат, - оставленные дети, неполные семьи, безучастное отношение общества. Исходя из вышесказанного, одной из задач учителя-дефектолога является планомерная и целенаправленная работа по изучению особенностей воспитания ребёнка в семье (стиль общения, отношения между членами семьи, традиции и т.д.) и определение наиболее эффективных форм и методов работы с семьёй. Ошибочно думать, что при современной рутине и занятости родителей, озадаченных удовлетворением материальных потребностей, использование той или иной формы работы малоэффективно, так как внедрение нетрадиционных методов работы с родителями вызывают со стороны последних особый интерес, что подтверждается практически стопроцентной посещаемостью мероприятий и активным участием.
«Всё в твоих руках…»! Эти слова обязующе звучат и для педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОПФР. «Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя» П.Шуман. Это высказывание как нельзя лучше отражает степень значимости профессионального мастерства учителя-дефектолога. Важно учесть, что при работе с детьми с особенностями развития с учётом структуры дефекта даже малозаметные постороннему взгляду достижения ребёнка (нанизывание бусинок, закрашивание предметов в пределах контура, правильное удержание ручки при письме и т.д.) требуют длительной и кропотливой работы дефектолога, особое место в которой отводится диагностике, составлению планирования, продумыванию приёмов и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, написанию планов-конспектов занятий и, как результат, проведение качественного коррекционного занятия. В своей работе используем:
- Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, ролевая игра.
- Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала.
- Занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-путешествие.
- Интегрированные занятия.
- Трансформация традиционных способов организации занятия: телезанятие, занятие с использованием ИКТ.
- Перенесенные в рамках занятия традиционные формы работы: утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения.
- Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: элементарные исследования.
Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Нетрадиционные формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу.
Задача учреждения образования организовать процесс социализации лиц с ОПФР, ориентированный на включение их в социум, позволяющий наиболее полно и естественно проявить себя во всех сферах жизнедеятельности. Для решения данной задачи все специалисты учреждения образования должны действовать как единый организм – в команде. Немаловажным является организация воспитательного процесса: осуществление полноценного включения воспитанников с ОПФР в жизнедеятельность группы, детского сада. В нашем учреждении образования, благодаря заинтересованности со стороны администрации, чётко налажено тесное взаимодействие всех педагогов.
Учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №44 г. Пинска»
Александра Владимировна Белая
Специальное образование
на уровне дошкольного образования
ГУО
|
Адрес
|
Количество групп
|
Примечание
|
ГУО «Специальный детский сад № 6 для детей с нарушением речи г. Пинска»
|
Ул. Полесская, 34
|
10
|
С нарушением речи
|
ГУО «Специальный детский сад № 17 для детей с нарушением зрения г. Пинска»
|
Пер. Полесский, 5
|
10
|
С нарушением зрения
|
Специальные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 1 г. Пинска»
|
Ул. Ленинградская, 60
|
2
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 2 г. Пинска»
|
Ул. Студенческая, 21
|
1
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 10 г. Пинска»
|
Ул. Граничная, 7
|
4
|
С нарушением речи – 3 группы, с нарушением функции опорно-двигательного аппарата – 1 группа
|
ГУО «Ясли – сад № 16 г.Пинска»
|
Пр-т Жолтовского, 35А
|
1
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 18 г.Пинска»
|
Ул. Кирова, 27
|
1
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 28 г. Пинска»
|
Ул. Первомайская, 158
|
1
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 37 г. Пинска»
|
Ул. Центральная, 20
|
2
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 39 г. Пинска»
|
Ул. Революционная, 22
|
1
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 42 г. Пинска»
|
Ул. К.Маркса, 14
|
2
|
С нарушением речи
|
ГУО «Ясли – сад № 44 г. Пинска»
|
Ул. Валовая, 21
|
3
|
С нарушением речи – 1, с нарушением психического развития - 2
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 9 г. Пинска»
|
Ул. Центральная, 46
|
2
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 10 г. Пинска»
|
Ул. Граничная, 7
|
5
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 16 г. Пинска»
|
Пр. Жолтовского, 35а
|
1
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 28 г. Пинска»
|
Ул. Первомайская, 158
|
2
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 33 г. Пинска»
|
Ул. Студенческая, 5
|
2
|
Интегрированные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 44 г. Пинска»
|
Ул. Валовая, 21
|
2
|
Интегрированные группы
|
Санаторные группы
|
ГУО «Ясли – сад № 8 г. Пинска»
|
Пр. Жолтовского, 15а
|
7
|
Для часто и длительно болеющих детей, с с нарушениемми функций щитовидной железы
|
Пункты коррекционно – педагогической помощи
|
ГУО «Ясли – сад № 1 г. Пинска»
|
Ул. Ленинградская, 60
|
ГУО «Ясли – сад № 5 г. Пинска»
|
Ул. Суворова, 23а
|
ГУО «Ясли – сад № 8 г. Пинска»
|
Пр. Жолтовского, 15а
|
ГУО «Ясли – сад № 9 г. Пинска»
|
Ул. Центральная, 46
|
ГУО «Ясли – сад № 11 г. Пинска»
|
Ул. Солнечная, 44
|
ГУО «Ясли – сад № 14 г. Пинска»
|
Ул. Сухая, 6а
|
ГУО «Ясли – сад № 16 г. Пинска»
|
Пр. Жолтовского, 35а
|
ГУО «Ясли – сад № 18 г. Пинска»
|
Ул. Кирова, 27
|
ГУО «Ясли – сад № 19 г. Пинска»
|
Ул. Ильина, 18а
|
ГУО «Ясли – сад № 26 г. Пинска»
|
Ул. 60 лет Октября, 24
|
ГУО «Ясли – сад № 28 г. Пинска»
|
Ул. Первомайская, 158
|
ГУО «Ясли – сад № 29 г. Пинска»
|
Ул. Первомайская, 135
|
ГУО «Ясли – сад № 32 г. Пинска»
|
Ул. Революционная, 11
|
ГУО «Ясли – сад № 33 г. Пинска»
|
Ул. Студенческая, 5
|
ГУО «Ясли – сад № 34 г. Пинска»
|
Ул. Ильина, 5
|
ГУО «Ясли – сад № 35 г. Пинска»
|
Ул. Свердлова, 50
|
ГУО «Ясли – сад № 36 г. Пинска»
|
Ул. Федотова, 12
|
ГУО «Ясли – сад № 40 г. Пинска»
|
Ул. Рокоссовского, 10
|
ГУО «Ясли – сад № 41 г. Пинска»
|
Ул. Федотова, 38
|
ГУО «Ясли – сад № 43 г. Пинска»
|
Ул. Парковая, 144
|