Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Классный час (тренинг)

 Классный час (тренинг)

«Конфликт и пути его решения»

7 класс

Лопушко Т.И.,

классный руководитель ГУО «Средняя школа №18 г. Пинска»

Сидорчук Н.Г.,

классный руководитель

ГУО  «Гимназия №3 им. В.З.Коржа г. Пинска»

 

Цель: создание условий для осмысления сущности конфликта, способов его решения

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с понятием «конфликт».
  2. Познакомить учащихся с методами выхода из конфликта.

    3.  Отработать умения конструктивно вести себя во время конфликта.

 

Оборудование: листы бумаги А4 (по количеству учащихся), ватман (по количеству групп), листы цветной бумаги, стикеры, открытки/иллюстрации (по количеству групп), маркеры, бланк телеграммы (по количеству учащихся).

 

Ход занятия

 

  1.  Приветствие.   В классе, где проходит занятие, звучит тихая инструментальная музыка (создание эмоционального настроя).

      Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации между учащимися.

Продолжительность: 3 минуты

Инструкция: Участники рассаживаются по кругу, ведущий стоит в центре круга. Тот, кто стоит в центре круга, предлагает поменяться местами всем, кто обладает каким-то общим признаком. При этом он должен постараться успеть занять свободное место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.

 

  1. Правила работы в группе.

 

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.

Продолжительность: 3 минуты

Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (ответы учащихся) Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. 

Инструкция: участники сидят по кругу. По центру кладётся карточка со словом «конфликт». Каждый из участников получает по листу бумаги и рвёт его на столько частей, сколько букв в имени участника. На каждой из частей участник должен написать слова, которое он представляет, когда слышит слово «конфликт». 

 Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться находить выходить из конфликтных ситуаций. 

 

  1. Метод «Ковёр идей»

Цель: способствовать развитию мышления, поиску различных идей для решения проблемы.

Продолжительность: 15 минут

Классный руководитель: В любом событии можно найти положительные и отрицательные моменты. И от того, как мы относимся к событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте подумаем о том, что же такое конфликт?

Инструкция: метод включает четыре этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы (по временам года).

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает большие листы бумаги (ватманы), на которых вверху записывается проблема, например, «Почему возникает конфликт?», и 6-8 цветных листов бумаги размером в половину альбомного листа. После обсуждения в группах ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответы группа записывает на листах цветной бумаги и прикрепляет к своему ватману, оставляя под каждым ответом снизу место и создавая, таким образом, в каждой группе свой «Ковёр идей». Затем представители от каждой группы презентуют свои ответы.

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах бумаги другого цвета. Эти ответы наклеиваются под первые цветные листы.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию? Каждому ребёнку даётся маленький клейкий лист цветной бумаги. Ученик пишет на нём действия, которые лично он предпримет для решения данной проблемы. Затем все учащиеся зачитывают свои решения, если у кого-то мысль повторяется – её можно не зачитывать. После этого участники тренинга наклеивают свои листочки на общие «Ковры идей».

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать? Для этого каждому ребёнку даётся два маленьких липких стикерах разных цветов, например, красный и жёлтый. Нужно подойти к «Коврам идей» и еще раз перечитать все индивидуальные решения, которые там уже наклеены. Каждый решает для себя, что из прочитанного он сделает точно (и на это решение он наклеивает красный стикер), а что постарается сделать (на это решение – жёлтый стикер).

 В результате получаются 3-4 (в зависимости от количества групп) «Ковра идей», на которых самими участниками проведён полный анализ проблемы и найдены пути её решения.

 

  1. Мини-лекция

Цель: познакомить с основными понятиями, стилями поведения в конфликте.

Продолжительность: 3 минуты

Поговорим о поведении в конфликтной ситуации и о стилях поведения в них.  Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стиля определяется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта.

Стиль поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стилей поведения в конфликте:
1) сотрудничество;

2) компромисс;

3) избегание;

4) приспособление;

5) соперничество.

Сотрудничество – самая эффективный стиль поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенный стиль в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стиль избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.

Приспособление – это вынужденный стиль действия, обусловленный потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.

 

  1. Упражнение «Открытка».

Цель: деление учащихся на группы.

Продолжительность: 3 минуты

Инструкция: заранее разрезаются открытки (иллюстрации) – по количеству групп -  на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в группе. Классный руководитель раздаёт каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы. Группы сформированы, когда участники сложили из своих кусочков открытки.

Классный руководитель:Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся разрешить конкретные конфликтные ситуации. В ходе этой работы мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Разделимся на группы, каждая группа получит задание (конфликтные ситуации из сказок) и инструкцию по его выполнению.

 

Продолжительность: 15 минут

Ситуация №1

Сказка «Лиса, заяц и петух». Лиса обманным путём завладела домом зайки. Как вернуться в дом?

 

Ситуация №2

«Сказка о рыбаке и рыбке». Как добиться понимания старику и старухе?

 

Ситуация №3

Сказка «Красная шапочка». Могла ли эта сказка закончиться по - другому?

 

Каждая группа проигрывает свою ситуацию. Анализ «презентации» (инструкция):

 -  Между кем был конфликт?

 - Кто, по вашему мнению, правильно вёл себя в конфликте, а кто ухудшал ситуацию?

 - Как, по вашему мнению, нужно было вести себя участникам конфликта?

  

Классный руководитель: Какие выводы можно сделать из данных ситуаций? В чём состоит опасность конфликта?

Конфликты разрушают, разрывают отношения, но чтобы избежать их нужно знать почему, как, зачем   возник конфликт и только затем выбрать способ его разрешения.

 

7. Упражнение «Телеграмма»

Цель: подведение итогов.

Продолжительность: 3 минуты

Инструкция: предложить участникам заполнить бланк телеграммы, получив при этом инструкцию.

  1. Что вы думаете о прошедшем занятии?
  2. Что было для вас важным?
  3. Чему вы научились?
  4. Что вам понравилось?
  5. Что осталось неясным?

Напишите, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов.

 

 

Литература:

 

  1. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания в 5-11 классах.- Москва, издательство «Вако», 2005г.
  2. Земцова, Е.А. Игры и упражнения на классных часах. - Минск, 2010
  3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. – Минск, 2004
  4. Конфликты и взаимодействия / авт.- сост. А. В. Комарова,

О. М. Ольшевская - Минск, 2008

  1. Тренинг разрешения конфликтов / авт. Сост. Е.А. Осипова,

Е. В. Чуменко - Минск, 2012

 

 

 

 

Разделы сайта

Обратите внимание

Опрос

Какое направление
углубления по предметам
наиболее актуально?

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Иностранный язык
ответить